Стратегия

Основные предпосылки формирования стратегии FESCO с 2022 по 2027 год

Макросреда

Мировая экономика
  • Резкое замедление глобального экономического роста в 2023 году до 1,7 %.
  • Средний темп роста мирового ВВП на уровне 2,7 % до 2027 года.
  • Снижение темпов мировой торговли из-за высокого уровня инфляции и смещения спроса с товаров обратно на услуги на допандемический уровень.
  • В долгосрочной перспективе экономики Азии и Африки по темпам роста будут превышать экономики Европы и Америки.
  • Ожидается появление новых лидеров по темпам роста экономики в Азии – Индия, Юго-Восточная Азия.
  • Повышение уровня высокой неопределенности на мировых рынках из-за геополитической напряженности на Украине.
1,4 млрд человек
население Индии в 2022 году, что превысило население Китая
1,3 п. п.
снижен прогноз мировой экономики в 2023 году
5,3 %
прогноз роста экономики Китая в 2023 году из-за ослабления карантинных ограничений
Российская экономика
  • В 2023 году ожидается снижение ВВП России на 2,6 % в результате сокращения внешнего спроса (из‑за санкций на российский экспорт и замедления роста мировой экономики).
  • В перспективе до 2027 года ожидается медленный рост ВВП в диапазоне от 1,5 до 2,5 %.
  • Основным драйвером роста экономики России станет потребительский спрос и процесс импортозамещения иностранных товаров и компонентов.
  • Спад физических объемов российского экспорта в 2023 году замедлится, а с 2024 года начнется восстановление.
  • Усиление интеграции российско-китайских отношений.
  • Расширение сотрудничества со странами БРИКС.
44 %
доля Китая в импорте в России в 2022 году
>50 %
доля Китая в контейнерообороте России в четвертом квартале 2022 года

Прогноз экономики России имеет различные оценки:

  • Министерство экономического развития Российской Федерации: –0,8 % в 2023 году, +2,6 % в 2024 году;
  • World Bank: –3,3 % в 2023 году, +1,6 % в 2024 году
Долгосрочные тренды в контейнерной логистике
  • Российские компании будут наращивать активы в интермодальной цепочке.
  • Высокая нагрузка на логистическую инфраструктуру на восточном направлении.
  • Рост логистических издержек, связанных с открытием новых логистических маршрутов.
  • Рост распространения электронной логистики.
  • Внедрение собственных IT-решений для более глубокой интеграции с клиентом.
  • Усиление роли электронных площадок и логистических маркетплейсов.

Устойчивое развитие

  • Рост требований по соблюдению принципов устойчивого развития со стороны клиентов и агентов.
  • Отслеживание экологических требований и создание сервисов, максимально им соответствующих.
  • Стимулирование изменений для соответствия принципам устойчивого развития по всей цепочке поставок.
Мировой контейнерный рынок
  • Мировой контейнерный рынок имеет высокую корреляцию с мировым ВВП и будет расти в среднем на 2,3 % ежегодно.
  • Давление на цепочки поставок снизилось, но еще будет превышать допандемический уровень в 2023 году.
  • На фоне слабой динамики мировой экономики ожидается профицит предложения судов и контейнеров.
  • Мировые ставки фрахта и тайм‑чартера судов стабилизируются на уровне – немного выше допандемийного.
  • Глобальное внедрение ESG‑стратегии будет оказывать дополнительное давление на региональных перевозчиков, не имеющих достаточно ресурсов для перехода на более экологичные контейнеровозы.
Российский контейнерный рынок
  • После падения контейнерного рынка России в 2022 году ожидается медленное восстановление в среднем на 5 % ежегодно до 2027 года.
  • Курс на выстраивание логистических цепочек на собственных активах будет активно поддерживаться российскими операторами.
  • Усиление нагрузки на инфраструктуру на востоке России.
  • Ожидается, что контейнерный транзит в ближайшие три года не восстановится до уровня 2021 года.
  • Восстановление логистических маршрутов через порты Северо-Западного федерального округа может ожидаться в среднесрочной перспективе до 2025 года.
  • Базовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры в 2023 году оценивается на уровне 8 %, в 2024 году – 7,1 %, в 2025 году – 4,6 %.
16 %
снизился контейнерный рынок России в 2022 году
14 %
доля транзита в контейнерном рынке России в 2022 году
Определение целевого рынка

Евразия – целевой рынок развития FESCO.

Факторы, определяющие Евразию как потенциальный рынок для Компании:

  • рост экономик Китая, Индии и Юго-Восточной Азии;
  • усиление фокуса России на азиатские рынки;
  • сильный бренд FESCO в Евразии;
  • развитие Трансарктического транспортного коридора;
  • развитие торговли России со странами Центральной Азии – Узбекистан и Казахстан, и Ближнего Востока – Египет и Турция.
Миссия, видение, ценности

Цель: мы хотим быть лучшим контейнерным логистическим провайдером для наших клиентов на территории Евразии.

Наше видение остается неизменным последние годы и отражает стремление фокусироваться на клиенте и его потребностях.

Основные принципы

Процессы

Для лучшего кросс-функционального взаимодействия внутри Компании мы непрерывно улучшаем бизнес-процессы через редизайн производственных систем и с помощью методов бережливого производства.

Показатели качества работы являются частью нашей системы мотивации. Настроенная система позволяет нам формировать цифровые решения и улучшать качество сервисов, удовлетворяя растущие потребности рынка.

Стратегической инициативой Компании в части улучшения процессов являются следующие проекты:

  • Service Excellence, цель которого – повышение качества клиентского сервиса;
  • онлайн-сервисы FESCO, которые позволяют оформить заявку на перевозку, получить информацию о перевозке в режиме 24/7.

Активы и надежная сеть поставщиков

Наши активы являются надежным фундаментом логистики наших клиентов. FESCO последовательно:

  • оптимизирует парк железнодорожного подвижного состава;
  • модернизирует и оптимизирует флот;
  • наращивает парк фитинговых платформ, чтобы сохранить долю на рынке железнодорожных контейнерных перевозок и снизить зависимость от волатильности на рынке контейнерных перевозок, а также сохранить значимое присутствие в данном сегменте рынка;
  • развивает собственные перевалочные мощности;
  • расширяет терминальную сеть во всех регионах Российской Федерации.

Решения

Важным элементом нашей стратегии является расширение портфеля услуг. Мы стремимся оказывать комплексные услуги с добавленной стоимостью, которые позволяют клиентам передавать на аутсорсинг логистическое сопровождение операций.

Такие услуги включают:

  • мультимодальные перевозки;
  • таможенное оформление;
  • складские операции, ответственное хранение и кросс-докинг;
  • перевозки сборных грузов в контейнерах LCLОт англ. less than container loaded – неполная загрузка контейнера..

Мы развиваем проектную логистику, которая позволяет использовать опыт перевозок проектных грузов и выстраивать долгосрочные отношения с EPC-подрядчиками и прямыми заказчиками.

Люди

В то время как мы развиваем цифровые решения, наращиваем активы и формируем новые логистические продукты, люди FESCO являются сердцем Компании. Мы стремимся к тому, чтобы у них были инструменты и условия для того, чтобы они работали наилучшим образом.

Набор и удержание талантов остаются ключом к успеху FESCO.

Основные стратегические направления развития

Развитие терминальной сети в регионах присутствия

FESCO формирует опорную сеть контейнерных терминалов и логистических парков для усиления присутствия в регионах России и СНГ, повышения качества сервиса и предложения высокомаржинальных продуктов.

Ключевыми направлениями геоэкспансии являются Дальний Восток, Сибирь, Урал, Москва и северо-западные регионы.

Развитие стивидорных активов FESCO – порта Владивосток и Терминал ФЕСКО Гайдамак

Предпосылками развития являются сохранение ожиданий по усилению фокуса России на азиатский рынок.

Ожидание по усилению тенденций перетока спроса с европейских товаров на азиатские оправдало себя. Основными точками входа для азиатских товаров останутся порты Дальнего Востока России и сухопутные пограничные переходы с Россией.

Помимо импортных контейнерных и транзитных потоков, до 2027 года планируется рост экспорта за счет ввода крупных новых производств в России, ориентированных на азиатский рынок.

С учетом планов по сохранению лидерства порта Владивосток на российском рынке и рынке Дальнего Востока России необходимо увеличение мощностей порта Владивосток.

Принятая программа развития порта Владивосток до 2027 года предполагает:

  • сохранение лидерства порта Владивосток по контейнерообороту среди стивидорных компаний России и Дальнего Востока России;
  • сохранение доли рынка на Дальнем Востоке выше 42 %;
  • поддержание загрузки порта Владивосток на уровне 80–90 %;
  • комплекс мероприятий по увеличению мощностей порта Владивосток до 1,1 млн TEU к 2027 году.

Программа развития Терминала ФЕСКО Гайдамак предполагает создание современных и уникальных для Дальнего Востока России мощностей для перевалки зерна с использованием элеваторов в объеме более 400 тыс. т в год.

Развитие морского сегмента

Основными стратегическими задачами морского сегмента FESCO являются:

  • сохранение лидерства на Дальнем Востоке России в каботажных и внешнеторговых сервисах;
  • увеличение объемов перевозок морскими сервисами на 30 % к 2025 году относительно уровня 2022 года;
  • рост доли новой географии и бизнесов до 32 % в общем объеме морских сервисов FESCO;
  • повышение эффективности использования флота и достижение среднего возраста судов до 15 лет.

Геоэкспансия

FESCO благодаря качественным логистическим решениям на ключевых направлениях расширяет географию бизнеса, проецирует имеющийся опыт и набор компетенций на новые регионы.

Рост доли продаж услуг с добавленной стоимостью

Развитие SCMОт англ. Supply Chain Management – управление цепочкой поставок. -сервисов и проектной логистики.

Укрепление рыночных позиций

Помимо использования возможностей от самостоятельного развития, FESCO сохраняет за собой возможности для стратегических партнерств с лидерами рынка, сделок M&A, получения синергетического эффекта.

Инструменты экспансии:

  • формирование продуктовой линейки в странах с фокусом на Россию;
  • работа через агента/представителя;
  • формирование собственного офиса и партнерство с местными операторами;
  • постановка активов (собственные суда, терминалы).
Турция

Товарооборот между Турцией и Россией в 2022 году достиг рекордные 60 млрд долл. США, что почти в два раза превысило объемы 2021 года. Ожидается, что к 2027 году объем контейнерного рынка может составить 400 тыс. TEU

Индия

Товарооборот между Россией и Индией за два года вырос более чем в три раза и составляет около 150 тыс. TEU с темпами ежегодного роста c 2016 года в 12 %

Юго-Восточная Азия

Объем торговли между Россией и Вьетнамом за последние пять лет вырос почти в два раза. Перестройка логистических маршрутов между Юго-Восточной Азией и Россией и, как следствие, рост перевозок через Дальний Восток России увеличивают потенциал экспансии FESCO на рынки Юго-Восточной Азии

СНГ (Узбекистан и Казахстан)

В 2022 году Россия стала главным партнером Узбекистана по объемам торговли, которые составили 8,2 млрд долл. США (+40 % к уровню 2021 года)

Риски

Реализация долгосрочных планов FESCO и достижение целевых индикаторов сопряжено с различными рисками, часть из которых выходит за рамки контроля Компании. Реализация рисков может привести к фактическим событиям, которые значительно отличаются от изложенных выше ожиданий.

Макроэкономика
  • Экономический спад, например, вызванный геополитическими событиями или пандемией;
  • протекционистские государственные меры;
  • снижение объемов рынка и цен
IT-система и технологии
  • Развитие собственных информационных систем, удовлетворяющих потребностям рынка;
  • создание маркетплейсов
Комплаенс
  • Регулирование, касающееся налогообложения, таможни, НДС, конфиденциальности данных;
  • антимонопольное законодательство;
  • санкционная политика
Коммерческие инструменты
  • Поддержание уровня культуры продаж;
  • сохранение высокого качества сервиса
M&A и неудачи интеграции
  • Неудачная интеграция;
  • неполная реализация синергии;
  • высокие затраты;
  • отсутствие экономии
Удержание и привлечениесотрудников
  • Зависимость от высококвалифицированных управленческих команд и сотрудников с технической и операционной квалификацией на всех организационных уровнях
Инфраструктурные ограничения
  • Ограничения на сети ОАО «РЖД»;
  • задержка сроков расшивки узких мест на железной дороге