Операционный обзор
FESCO выполняет внутренние, импортные, экспортные и транзитные контейнерные перевозки, лидирует в области транспортировки контейнеров в Россию через Дальний Восток из Китая, Японии и Южной Кореи. FESCO оперирует 19 внешнеторговыми и каботажными морскими линиями. География перевозок охватывает более 100 портов по всему миру.
Несмотря на геополитические события и санкции других стран, FESCO активно запускает новые сервисы и продолжает инвестиционные мероприятия по обновлению и увеличению собственного флота. С марта 2022 года FESCO в связи с уходом зарубежных перевозчиков с контейнерного рынка Дальнего Востока реализует все морские сервисы без участия партнеров CMA и HMM.
На внешнеторговых линиях FESCO:
- на Дальнем Востоке запустила регулярный сервис FVDL из основных портов Вьетнама (Хайфон, Хошимин) в Россию с заходом в Китай. По итогам 2022 года доля рынка FESCO в этом направлении составила 52 %;
- увеличила вместимость на линиях Дальнего Востока за счет постановки дополнительного флота;
- поставила собственный флот и запустила регулярный морской сервис FTBS из Турции в Россию (порты Новороссийск, Стамбул, Гебзе);
- по причине ухода перевозчиков с российского рынка и санкций европейских стран временно приостановила сервис FBOL. К концу года сервис был перезапущен с обновленной географией перевозок из Китая на северо-запад России без захода в Европу.
На каботажных линиях FESCO:
- на фоне острого дефицита логистических активов обеспечила бесперебойную доставку грузов в удаленные регионы России, в том числе в рамках северного завоза;
- нарастила долю рынка и частоту оказания логистических услуг через постановку дополнительного флота (как собственного, так и привлеченного).
Реализованные мероприятия позволили:
- увеличить объемы перевозок на внешнеторговых сервисах на 19 % к уровню 2021 года до уровня 342 тыс. TEU;
- увеличить объемы перевозок на каботажных сервисах на 4 % к уровню 2021 года до уровня 84 тыс. TEU.
FESCO осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые (экспортные, импортные и транзитные) контейнерные перевозки.
В 2022 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений и вышла на новые рынки.
- Запущены новые сервисы из Владивостока в Самару, Казань, Минск и на Калининград. Таким образом, FESCO предлагает своим клиентам наиболее широкое покрытие поездных решений через порты Дальнего Востока.
- В направлении «Запад – Восток» открыты сервисы Ростов-на-Дону – Владивосток, Санкт-Петербург – Иркутск и Иркутск – Владивосток, что позволяет не только обслуживать клиентов по новым направлениям, но и эффективно балансировать контейнерные потоки, достигая комплексной эффективности движения.
- Запущен проект комплексных перевозок от фабрики в Китае в Калининградскую область.
- Заключены прямые контракты с автопроизводителями Центральной Азии. В 2022 году по прямым контрактам с автопроизводителями было перевезено в регион более 9,1 тыс. TEU.
- Начаты перевозки по прямым контрактам с крупнейшими лесопромышленным предприятиями северо-запада России.
- Открыты дочерние компании, филиалы, обособленные подразделения и коммерческие представительства в новых регионах: Ташкент, Краснодар, Казань, Иркутск – с целью усиления коммерческой активности в данных регионах.
FESCO оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно-экспедиционные услуги, включая погрузку и разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей на базе собственной терминальной сети, в которую входят:
- порт Владивосток – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке России, работающий с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили;
- терминал «ФЕМСТА», специализирующийся на переработке генеральных грузов, строительных материалов, пиломатериалов, автотехники экспортно-импортного направления, а также на каботажных перевозках.
Крупнотоннажные контейнеры
Несмотря на уход международных морских операторов (Maersk, MSC и пр.), объем перевалки контейнеров увеличился на 11 тыс. TEU по сравнению с 2021 годом и составил 768 тыс. TEU. Рост грузооборота контейнерных грузов обеспечен своевременным увеличением собственных активов (контейнеры, флот, фитинговые платформы), а также реализацией программы комплексного развития территории порта Владивосток.
Генеральные и навалочные грузы
Объемы перевалки генеральных грузов сохранились на уровне 2021 года и составили 5,1 млн т. Основу перевалки генеральных грузов составляют металл и уголь.
Средства транспорта
Перевалка автомобилей и техники увеличилась на 36 % – до 110,8 тыс. единиц, против 81,7 тыс. единиц в 2021 году. Рост объемов перевалки связан с привлечением новых линий, а также дополнительными судозаходами клиентов с автомобилями марки Chery и FAW.
Всего в 2022 году на терминалах FESCO обработано 1 613 судов против 1 128 судов в 2021 году. Среднесуточная производительность при обработке флота составила 37 тыс. т против 35 тыс. т в 2021 году. На железнодорожном направлении обработано 224 тыс. единиц подвижного состава (+1 %) против 222 тыс. единиц в 2021 году. Среднесуточная обработка вагонов составила 615 единиц против 608 единиц в 2021 году.
Сухие терминалы
По итогам 2022 года объемы терминальной обработки сухих терминалов выросли на 11 % к уровню 2021 года и составили 177 тыс. TEU.
Ключевой рост объемов пришелся на новосибирский терминал Группы. Прирост объемов составил 16 тыс. TEU, или 16 %. Основные драйверы роста:
- развитие собственных логистических маршрутов через Новосибирск (внутрироссийские перевозки/импорт/экспорт);
- увеличение объемов экспедирования сторонних контейнеров и технологическая модернизация внутритерминальной механизации.
Также в 2022 году был приобретен дополнительный земельный участок площадью более 46 тыс. кв. м для увеличения проектной мощности начиная с четвертого квартала 2024 года.
FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок и является единственным российским оператором, осуществляющим перевозки полностью на собственных активах.
В 2022 году Группа продолжила мероприятия по внедрению инновационных технологий перевозки грузов в условиях непрерывного сохранения и контроля температурного режима.
Увеличение парка контейнеров на 59 % к уровню 2021 года позволило не только заместить объем ушедших международных операторов с российского рынка, но расширить географию перевозок между Юго-Восточной Азией и Владивостоком, а также выйти на новые рынки – Калининград и Минск.
По итогам 2022 года объемы перевозок выросли на 50 % к уровню 2021 года и составили 17 тыс. TEU.
FESCO осуществляет комплекс логистических решений, направленных на реализацию проектных и специальных перевозок, на собственном флоте. По итогам 2022 года судо-сутки в эксплуатации увеличились на 11 % к уровню 2021 года и составили 6 931.
В 2022 году FESCO:
- развивала перевозки на специальных судах типа
MPPОт англ. Multi-purpose vessel – многоцелевое судно. между Певеком, Находкой, Южной Кореей и Китаем. В общей сложности перевезено более 79 тыс. т генерального груза и 2,5 тыс. TEU; - осуществила шесть рейсов в рамках развития перевозок по Северному морскому пути;
- продолжила сотрудничество с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии: дизель-электроход «Василий Головнин» успешно завершил первый рейс в рамках нового пятилетнего контракта, доставив грузы на индийские научно-исследовательские станции «Бхарати» и «Майтри».
FESCO продолжила развивать направление 3PL как одно из неотъемлемых направлений логистического бизнеса и предлагает клиентам следующие услуги:
- организация и управление перевозками;
- складское хранение и обработка груза;
- доставка конечному потребителю;
- техническое обслуживание спецтехники;
- сборка погрузчиков и экскаваторов;
- услуги таможенного оформления;
- услуги таможенного транзита;
- доставка грузов авиатранспортом.
Ключевые события 2022 года в 3PL
- Появилась новая услуга по обработке негабаритных/тяжелых грузов на складе в Домодедово.
- Успешно внедрен проект по перевозкам в SOC-контейнерах по следующим направлениям: Индия, Бангладеш, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Канада, Аргентина, Европа на внешних морских сервисах через порты Владивосток, Восточный, Новороссийск, Санкт-Петербург.
- Зафрахтовано шесть судов под балковые грузы в импорте и экспорте.
- Запущен сервис по перевозке наливных грузов во флекситанках. Новая услуга называется FESCO Flexi. В рамках сервиса были обработаны две поездные партии по 1,5 т наливного груза (140 TEU) из России в Китай. В 2023 году планируется увеличение масштаба обработки с учетом наработанного опыта.
- Увеличен объем перевозок сборных грузов (LCL-сервис) в три раза, отработан продукт кросс-докинга на складе в Московской области.
- Запущен сервис FESCO Air для доставки сборных грузов чартерными и регулярными авиарейсами на внутрироссийских и международных направлениях.
- Сокращен срок таможенного оформления автомобилей до двух часов.
- Запущен проект оформления в постоянной зоне таможенного контроля на транзитном терминале во Владивостоке.
- Число новых клиентов возросло на 20 %, расширена линейка продуктов и комплексных решений для ключевых клиентов.
FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе-изготовителе до установки в пункте назначения. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств.
Увеличение портфеля контрактов с крупными клиентами, а также расширение присутствия на рынке перевозок крупнотоннажных и негабаритных грузов являются приоритетными направлениями развития бизнеса Компании.
За 2022 год перевезено более 39 325 т проектных грузов, в том числе FESCO:
- организовала транспортировку для дальневосточного газохимического комплекса в Свободном 182 единиц крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) общей массой 15 526 метрических тонн и объемом 55 844 куб. м, включая грузовые единицы до 400 т;
- осуществила транспортировку оборудования общим весом 3 911 т для АО «Быстринская горная компания» в рамках строительства геолого-разведочной компании на полуострове Камчатка;
- выполнила перевозку двух негабаритных и сверхтяжелых единиц (генератор трехфазный весом 337 т и генератор газовой турбины весом 324 т) из Новолисино в Тебинбулак (Узбекистан);
- осуществила перевозку четырех КТГ – конденсаторов серы общим весом около 130 т из Шанхая на стройплощадку Байсунского газоперерабатывающего завода в Узбекистане.
FESCO оказывает полный комплекс услуг по операциям с нефтепродуктами – от закупки топлива и его грузовой переработки на собственной нефтебазе до передачи в резервуары транспортных судов в портах Приморья (в частности, во Владивостоке, в Находке и Восточном). FESCO в качестве топливного агента организует снабжение собственного флота нефтепродуктами в иностранных портах и в рамках корпоративной централизации деятельности по обеспечению нефтепродуктами осуществляет снабжение собственных компаний в различных городах России. Нефтепродукты закупаются как у российских производителей с доставкой в место поставки, так и у региональных поставщиков и сбытовых компаний с доставкой сразу на борт судна или на береговые объекты.
В 2022 году FESCO оказывала услуги по бункеровке преимущественно собственным компаниям. Рост объема услуг по грузовой переработке нефтеналивных грузов обусловлен существенным увеличением спроса на перевалку дизельных сортов нефтепродуктов и составил 23 % к уровню 2021 года.
По итогам 2022 года объемы бункеровки выросли на 56 % к уровню 2021 года в связи с увеличением состава флота, расширением географии работы судов FESCO и составили 98 тыс. т.