Обзор рынка контейнерных перевозок
Доступность контейнеров
Наибольшего значения индекс достиг в начале четвертого квартала 2022 года – 0,69. Улучшение ситуации было связано со снижением товарооборота между странами на фоне снижения спроса – часть предприятий была вынуждена ограничить или приостановить свою деятельность из-за энергетического кризиса. Также на снижение спроса повлиял рост цен на товары. Уход некоторых логистических компаний из России не вызвал значительной нехватки контейнерного оборудования в Российской Федерации, поскольку вместе с их уходом сократились и контейнерные потоки.
В 2022 году стоимость бункерного топлива продолжила рост, наблюдавшийся еще с конца 2021 года, и достигла своего пика во втором квартале отчетного года. Период пикового роста пришелся на начало специальной военной операции и последовавшие за ней санкции в отношении России. Из-за сложившихся факторов, которые повлекли за собой энергетический кризис в мире, стоимость топлива значительно выросла. В третьем квартале ставки на топливо снизились до уровня прошлогодних значений.
Стоимость бункерного топлива
Снижение фрахтовых индексов
2022 год ознаменовался резким падением глобальных фрахтовых индексов. Рекордно высокие ставки, возникшие в конце 2021 года, держались до второго квартала 2022 года. Далее в связи со стабилизацией ситуации с контейнерным оборудованием фрахтовые индексы опустились до значений начала 2021 года, когда экономика еще не начала свое активное восстановление, которое и повлекло рост ставок. Из-за снижения спроса и ослабления промышленного сектора снижение глобального фрахтового индекса продолжалось до конца года и достигло рекордно низких значений. Данный эффект обострился еще и тем, что в период восстановления экономики после пандемии COVID-19 объем вместимости был расширен игроками на рынке, но в итоге стал излишним на фоне снижения спроса и повторных локдаунов в Китае, что в свою очередь также повлияло на снижение фрахтовых индексов.
Санкционные ограничения повлияли на экономики большинства стран, их торговые взаимоотношения и контейнерные потоки. Наибольшее влияние пришлось на российский контейнерный рынок, который подвергся влиянию следующих факторов:
- уход крупных игроков с рынка логистики;
- перебои поставок ключевых товаров, необходимых на производствах множества отраслей;
- внешние запреты на группы товаров в части импорта и экспорта;
- ограничения для российских судов в портах Европы;
- ограничения для российского наземного транспорта в странах Европы;
- ограничение предоставления балкеров для российских судовладельцев и т. д.
Перечисленные события привели не только к снижению контейнерного рынка России в 2022 году, но и к переориентации контейнерных потоков и появлению новых маршрутов.
Снижение контейнерного рынка России в 2022 году составило 17 % (1 млн TEU), практически сравнявшись с уровнем до локдаунов. По итогам 2022 года на контейнерном рынке России, помимо общего снижения объема, произошла переориентация внешнеторговых потоков. Из-за санкций со стороны Евросоюза и ограничений заходов российских судов в порты Европы снизились потоки, проходящие через порты Санкт-Петербурга. В связи с этим во втором и третьем кварталах 2022 года наблюдался переток контейнеров частично в порты Новороссийска и в большей степени в порты Дальнего Востока. Помимо этого, ряд стран ограничили торговые отношения с Россией, в связи с чем произошла значительная переориентация потоков на азиатский регион и такие страны, как Турция, Индия и Беларусь. Это также повлекло переток контейнеров с портов северо-запада на Дальний Восток и на юг России. В четвертом квартале сложилась ситуация, препятствующая росту объемов внешней торговли через дальневосточную границу страны. Из-за возросшей в постковидном периоде потребности Китая в угле и сопутствующего ограниченного доступа российских экспортеров к балкерам дальневосточный железнодорожный полигон оказался забитым. Это послужило препятствием для прохода контейнеров в прежнем объеме через дальневосточную границу страны. Критичная ситуация на данном направлении способствовала введению со стороны государства субсидий для перевозчиков через северо-западную границу, что вызвало в конце 2022 года временный переток контейнеров через порты Санкт-Петербурга.
Импорт
По итогам 2022 года снижение контейнерного импорта (–291 тыс. TEU) произошло главным образом за счет снижения потока через порты Санкт-Петербурга (–570 тыс. TEU). Несмотря на общее снижение произошел переток контейнеров через сухопутные пограничные переходы Дальнего Востока (+225 тыс. TEU). Переток на порты Дальнего Востока произошел в меньшей степени (+97 тыс. TEU).
Экспорт
Главным драйвером снижения контейнерного рынка России стал экспорт: –25 % по сравнению с 2021 годом, или –521 тыс. TEU. Наиболее сильное снижение произошло на направлении экспорта через порты Санкт-Петербурга. При этом часть объемов перетекла на Дальний Восток (в адрес портов и сухих терминалов в равной степени).
Внутренние перевозки
Направление внутренних перевозок по итогам отчетного года оказалось единственным, оставшимся без изменений. При этом в течение года (начиная с мая) наблюдалась просадка рынка относительно 2021 года, что связано с эффектом уменьшения контейнерного оборудования на фоне ухода международных игроков с рынка логистики.
Транзит
Контейнерный транзит по итогам 2022 года снизился (–228 тыс. TEU) главным образом на направлении Азия – Европа (–256 тыс. TEU), что связано со стремлением некоторых стран перейти на альтернативные маршруты транзита (трансазиатский маршрут, Deep Sea) в обход территории России. Также относительно 2021 года возрос контейнерный поток из Азии в Среднюю Азию (+22 тыс. TEU) за счет транзита автозапчастей из Кореи в Казахстан и Узбекистан.
Перевалка контейнеров
За прошедший год структура распределения контейнеров в российских портах по бассейнам значительно изменилась. В 2022 году на том же уровне остались лишь доли Каспийского и Арктического бассейнов. По сравнению с 2021 годом, в отчетном году доля Балтийского бассейна снизилась на 20 п. п., до 25 %. При этом доля Дальневосточного бассейна, напротив, возросла на 15 п. п., до 53 %, тем самым заняв лидирующую позицию среди бассейнов России по контейнерообороту. Доля Азово-Черноморского бассейна также возросла, но не в значительной степени – на 3 п. п., до 18 %.
Контейнерооборот порта Владивосток в 2022 году возрос на
Динамика рынка
В 2022 году объем железнодорожных перевозок грузов в контейнерах увеличился на 0,09% и достиг нового рекордного значения в 4 618,8 тыс. TEU.
Ключевой фактор, оказавший влияние на сокращение объемов, – санкционное давление, следствием которого стала глобальная трансформация логистических цепочек. Во втором квартале 2022 года началась постепенная переориентация контейнерных потоков на Восток вследствие следующих факторов:
- ухода крупных международных морских линий с российского рынка;
- санкционных и регуляторных ограничений, повлиявших на объемы контейнерного экспорта в государства Европы и Северной Америки, и контейнерного импорта отдельных номенклатурных групп товаров из этих государств.
При этом новый объем не соответствовал пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и сухопутных погранпереходов, что также негативно отразилось на стоимости перевозки и сроках доставки.
Другим фактором, негативно повлиявшим на объемы контейнерных перевозок, стало значительное сокращение ставок морского фрахта на направлении Китай – Европа.
Структура перевозок
В 2022 году объемы перевозок грузов в контейнерах сократились во всех видах сообщения, кроме импорта.
Объем железнодорожных перевозок грузов в экспортном сообщении в 2022 году сократился на
В 2022 году объем перевозок во внутрироссийском сообщении составил 1 111,1 тыс. TEU, что меньше значения 2020 года на 1,0 %, или 11,0 тыс. TEU. Заметно сократились объемы перевозок химикатов и соды – на 8,5 %, или на 21,7 тыс. TEU, а также машин, станков и двигателей – на 28,2 %, или 18,1 тыс. TEU. При этом увеличились объемы перевозок продовольственных товаров – на 15,1 %, или 20,5 тыс. TEU, и строительных грузов – на 21,5 %, или 26,0 тыс. TEU. Доля внутренних перевозок в совокупной структуре сократилась на 0,2 п. п. – до 24,1 %.
Объем железнодорожных перевозок грузов в импортном сообщении составил 1 313,4 тыс. TEU, увеличившись на 27,4 %, или на 282,1 тыс. TEU. Драйверы роста: химикаты и сода, объем перевозок которых увеличился на 53,2 %, или 78,0 тыс. TEU; метизы – на 24,0 %, или 41,2 тыс. TEU; машины, станки, двигатели – на 23,7 %, или 39,9 тыс. TEU; бумага – в 2,8 раза, или на 34,9 тыс. TEU. Ключевой страной отправления в контейнерном импорте остается Китай, объем перевозок из которого увеличился на
Объем транзитных перевозок грузов в контейнерах в 2022 году сократился на 22,9 %, или на 227,4 тыс. TEU, – до 766,2 тыс. TEU. Значительно сократились объемы транзитных перевозок товаров народного потребления – на 44,0 %, или 102,5 тыс. TEU, метизов – на 45,0 %, или 79,1 тыс. TEU, машин, станков и двигателей – на 31,4 %, или 43,2 тыс. TEU, химикатов и соды – на 21 %, или 22,2 тыс. TEU. При этом в 2022 году начались перевозки калийных удобрений из Беларуси в Китай, вследствие чего объем транзитных перевозок минеральных удобрений резко вырос в 42,5 раза, или на 81,6 тыс. TEU. Заметно сократилась доля транзита в совокупной структуре перевозок на 5,0 п. п. – до 16,6 %.
Ожидания на 2023 год
В 2023 году вследствие поиска новых рынков сбыта в Южной и Юго-Восточной Азии и выстраивания новых цепочек импорта продолжится переориентация контейнерных потоков на порты и пограничные переходы Дальнего Востока. При этом главным фактором, сдерживающим рост объемов контейнерных перевозок, несмотря на продолжающееся развитие останется недостаточная пропускная способность магистральных железнодорожных линий Восточного полигона, железнодорожных подходов к портам и сухопутным пограничным переходам, терминально-логистической инфраструктуры пограничных переходов.
Другим фактором, негативно влияющим на объемы железнодорожных контейнерных перевозок, станет продолжение снижения фрахтовых ставок на фоне повышения вероятности мировой рецессии.
Совокупный парк фитинговых платформ, задействованный в перевозках по инфраструктуре ОАО «РЖД», к концу 2022 года увеличился на 7,5 %, или 8,9 тыс. вагонов, – до 128,9 тыс. вагонов. При этом количество 40-футовых платформ увеличилось на 6,1 %, или 2,2 тыс. вагонов, 60-футовых – сократилось на 7,4 %, или 1,4 тыс. вагонов, а 80-футовых – увеличилось на 12,3 %, или 8,1 тыс. вагонов.
В структуре парка фитинговых платформ продолжают преобладать 80-футовые платформы, доля которых по итогам 2022 года увеличилась на 2,5 п. п. – до 55,0 %. Доля 60-футовых платформ в совокупной структуре парка вследствие постепенного выбытия парка продолжает сокращаться – по итогам 2022 года сокращение доли составило 2,1 п. п. Доля 40-футовых платформ изменилась незначительно – сокращение составило 0,4 п. п.
В 2023 году ожидается продолжение сокращения объемов приобретения 80-футовых платформ операторами вследствие насыщения рынка. Парк 60-футовых платформ также продолжит сокращаться, что создаст предпосылки для замещения выбывающего парка 40-футовыми и 80-футовыми платформами.