Финансовый обзор

Анализ финансовых результатов

Финансовые результаты

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Выручка, млн руб. 113 709 162 639 43
EBITDA, млн руб. 47 474 71 483 51
EBITDA margin, % 42 44 2
CAPEX 23 928 36 733 54

Выручка, млн руб.

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Портовый дивизион 22 746 32 977 45
Железнодорожный дивизион 5 115 6 932 36
Линейно-логистический дивизион 94 591 138 926 47
Морской дивизион 4 115 7 807 90
Топливный дивизион 1 809 2 788 54
Элиминация (14 667) (26 791) 83
Группа FESCO 113 709 162 639 43

Консолидированная выручка FESCO в 2022 году увеличилась на 43 % и составила 162 639 млн руб. против 113 709 млн руб. в 2021 году. Все дивизионы продемонстрировали рост выручки год к году.

Выручка Портового дивизиона в 2022 году увеличилась на 45 %, или 10 231 млн руб., и составила 32 977 млн руб. Основным драйвером роста стало увеличение доходов по контейнерным грузам в связи с ростом объемов перевалки, увеличением доходов от хранения за счет повышения среднего срока нахождения контейнеров на терминале и дополнительных работ по контейнерным грузам. Рост объемов перевалки средств транспорта на 36 % и изменение структуры грузооборота по генеральным грузам также оказали положительное влияние на выручку Портового дивизиона.

Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2022 года увеличилась на 36 %, или 1 817 млн руб. Рост выручки наблюдается по профильному активу – фитинговым платформам.

Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 47 %, или 44 335 млн руб., по сравнению с 2021 годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:

  • рост объемов внешнеторговых линий на 19 %;
  • запуск регулярной морской линии FESCO Vietnam Direct Line (FVDL), соединяющей порты Вьетнама с портом Владивостока;
  • запуск интермодального сервиса из Турции в Россию;
  • высокий уровень ставок на внешнеторговых линиях;
  • повышение линейных тарифов на каботажных контейнерных линиях;
  • рост экспортных интермодальных перевозок через порт во Владивостоке;
  • расширение географии регулярных интермодальных сервисов в Самару, Казань, Краснодар, Минск и Калининград.

Рост выручки Морского дивизиона в 2022 году на 90 %, или 3 692 млн руб., обусловлен преимущественно повышением доходных ставок по судам, а также работой флота, приобретенного в рамках реализации долгосрочной программы обновления флота.

Рост выручки Топливного дивизиона в 2022 году на 54 %, или 979 млн руб., стал результатом роста цен на топливо и объемов реализации нефтепродуктов. Цены на малосернистый мазут для российских потребителей в портах Владивосток, Находка, Восточный в 2022 году выросли на 30 %. К концу года ситуация стабилизировалась, и цены, начиная с четвертого квартала, начали снижаться в основном по причине сокращения спроса от иностранных покупателей на фоне усиления санкционных ограничений.

Производственные расходы, млн руб.

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Портовый дивизион 8 938 9 517 6
Железнодорожный дивизион 2 234 1 773 (21)
Линейно-логистический дивизион 54 047 82 033 52
Морской дивизион 2 414 3 521 46
Топливный дивизион 1 665 2 588 55
Элиминация (14 635) (26 717) 83
Группа FESCO 54 663 72 715 33

Рост производственных расходов Портового дивизиона в 2022 году составил 6 %, или 579 млн руб. Увеличение расходов обусловлено ростом грузооборота, включая расходы на топливо, энергоресурсы и материалы для крепления грузов.

Производственные расходы Железнодорожного дивизиона снизились на 21 %, или 461 млн руб. Это связано с выбытием арендованного парка фитинговых платформ.

Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 52 %, или 27 986 млн руб., из-за роста объема перевозок и, как следствие, роста затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции, контейнерные расходы, а также роста ставок тайм-чартера судов.

Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 46 %, или 1 107 млн руб. Рост преимущественно обусловлен увеличением расходов в связи с приобретением флота, а также работой судов, приобретенных в 2021 году, полный год.

Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2022 году на 55 %, или 923 млн руб., вызван ростом цен и увеличением объема реализации нефтепродуктов.

Валовая прибыль

Валовая прибыль Группы составила 89 924 млн руб. против 59 046 млн руб. в 2021 году.

Административные расходы, млн руб.

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Заработная плата и прочие расходы на персонал 9 525 15 559 63
Профессиональные услуги 973 1 520 44
Аренда офисных помещений 179 237 32
Прочие административные расходы 1 793 2 323 17
Итого 12 470 19 639 57

Административные расходы FESCO увеличились на 57 %, до 19 639 млн руб., против 12 470 млн руб. в 2021 году.

Рост расходов на заработную плату и прочих расходов на персонал обусловлен заполнением вакансий, расширением штата в связи с увеличением объемов, развитием новых проектов и направлений, а также стимулирующими компенсациями коммерческого персонала и менеджмента за достижение высоких результатов по итогам года.

Рост прочих административных расходов преимущественно обусловлен увеличением юридических и консультационных расходов, расходов на конференции, рекламу и маркетинг, командировочных расходов с целью развития и реализации возможностей роста бизнеса.

EBITDA, млн руб.

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Портовый дивизион 11 792 20 749 76
Железнодорожный дивизион 1 991 3 947 98
Линейно-лoгистический дивизион 34 967 48 771 39
Морской дивизион 1 108 3 446 211
Топливный дивизион 82 125 52
Внедивизиональная группа (2 466) (5 555) (125)
Группа FESCO 47 474 71 483 51

EBITDA margin, %

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Портовый дивизион 52 63 11
Железнодорожный дивизион 39 57 18
Линейно-лoгистический дивизион 37 35 (2)
Морской дивизион 27 44 17
Топливный дивизион 5 4 (1)
Группа FESCO 42 44 2

Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 76 %, или 8 957 млн руб., преимущественно за счет роста грузооборота по контейнерным грузам, средствам транспорта и углю, а также за счет увеличения доходов по хранению и дополнительных работ по контейнерным грузам в импорте.

Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2022 году увеличился на 98 %, или 1 956 млн руб. Увеличение показателя обусловлено ростом профильного парка фитинговых платформ.

Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона в 2022 году увеличился на 39 %, или 13 804 млн руб. Несмотря на внешнеполитическую нестабильность, в 2022 году сложилась благоприятная рыночная конъюнктура: переток объемов с портов Балтики и Черного моря на Дальний Восток, рост ставок фрахта. Весь год FESCO позиционировалась в верхнем ценовом сегменте как премиальный перевозчик с высоким качеством предоставляемых услуг. Открытие новых направлений перевозок и активное развитие продаж прямым клиентам также внесли свой вклад в высокие финансовые результаты года.

Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличился на 211 %, или 2 338 млн руб., главным образом за счет увеличения доходных ставок и работой новых судов.

Увеличение показателя EBITDA Топливного дивизиона в 2022 году на 52 %, или 43 млн руб., связано с ростом объема продаж и перевалки нефтепродуктов.

Амортизация, млн руб.

Показатель 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Портовый дивизион 868 941 8
Железнодорожный дивизион 1 270 1 901 50
Линейно-лoгистический дивизион 704 1 713 143
Морской дивизион 3 868 1 709 (56)
Топливный дивизион 5 3 (26)
Внедивизиональная группа 194 381 97
Группа FESCO 6 909 6 648 (4)

Амортизационные отчисления за 2022 год снизились на 4 % и составили 6 648 млн руб. против 6 909 млн руб. в 2021 году. Снижение амортизационных отчислений в 2022 году вызвано уменьшением стоимости флота в результате ежегодной переоценки.

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от операционной деятельности составила 50 899 млн руб. против 43 420 млн руб. в 2021 году.

Прочие финансовые расходы, нетто

Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили – 5 771 млн руб. против – 3 124 млн руб. расходов в 2021 году.

Чистая прибыль

Прибыль составила 39 388 млн руб. против 37 850 млн руб. за 2021 год.

Долговые обязательства, млн руб.

Показатель 31.12.2021 EBITDA 31.12.2022 EBITDA
Денежные средства (11 068) (0,2×) (30 677) (0,4×)
Займы и обязательства по арендеВ обязательствах по аренде не учитываются обязательства по договорам аренды, которая до 1 января 2019 года признавалась операционной до вступления в силу МСФО (IFRS) 16, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения 61 стандарта МСФО (IFRS) 16. 34 010 0,7× 33 308 0,5×
Краткосрочные 3 639 4 133
Долгосрочные 30 371 29 175
Итого чистый долг 22 942 0,5× 2 631 0,04×

Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2022 года:

  • 30 610 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
  • 2 698 млн руб. – обязательства по аренде.

Чистый долг снизился с 22 942 млн руб.до 2 631 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2022 года.

Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2022 года снизился до уровня 0,04х (без учета МСФО (IFRS) 16).

Капитальные затраты

Величина капитальных затрат FESCO в 2022 году составила 36 733 млн руб., что на 54 % выше уровня 2021 года.

Капитальные затраты на приобретение флота в 2022 году составили 13 156 млн руб. Флот FESCO пополнился контейнеровозами для работы на каботажных и внешнеторговых линиях Группы, в том числе для постановки собственного судна на линию FESCO Turkey Black Sea (FTBS), соединяющую Новороссийск и порты Турции.

FESCO в 2022 году продолжила наращивать парк подвижного состава и инвестировала в данный сегмент 7 646 млн руб. Основным направлением инвестиций стал профильный парк – 80-футовые фитинговые платформы. Подвижной состав пополнился 1 989 фитинговыми платформами для обеспечения растущей потребности в парке на фоне развития новых железнодорожных сервисов.

Объем капитальных вложений в производственные мощности Портового дивизиона в 2022 году составил 3 510 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта для увеличения его перерабатывающей способности. Основными направлениями инвестирования в 2022 году стали приобретение кранов и техники, расширение и модернизация производственных мощностей. Пропускная способность порта на конец 2022 года достигла 768 тыс. TEU.

В 2022 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 135 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2022 году составили 9 137 млн руб. Парк сухих контейнеров увеличился на 30 % и составил 78 639 единиц, парк рефрижераторных контейнеров увеличился на 59 % и составил 4 659 единиц.

В 2022 году FESCO инвестировала 579 млн руб. в IT-технологии. Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание производственных и бухгалтерских систем.

Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонты флота в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы и прочие поддерживающие инвестиции.

Капитальные затраты за 2022 год, %

Источник: данные Компании