Финансовый обзор
Анализ финансовых результатов
Консолидированная выручка FESCO в 2022 году увеличилась на 43 % и составила 162 639 млн руб. против 113 709 млн руб. в 2021 году. Все дивизионы продемонстрировали рост выручки год к году.
Выручка Портового дивизиона в 2022 году увеличилась на 45 %, или 10 231 млн руб., и составила 32 977 млн руб. Основным драйвером роста стало увеличение доходов по контейнерным грузам в связи с ростом объемов перевалки, увеличением доходов от хранения за счет повышения среднего срока нахождения контейнеров на терминале и дополнительных работ по контейнерным грузам. Рост объемов перевалки средств транспорта на 36 % и изменение структуры грузооборота по генеральным грузам также оказали положительное влияние на выручку Портового дивизиона.
Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2022 года увеличилась на 36 %, или 1 817 млн руб. Рост выручки наблюдается по профильному активу – фитинговым платформам.
Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 47 %, или 44 335 млн руб., по сравнению с 2021 годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:
- рост объемов внешнеторговых линий на 19 %;
- запуск регулярной морской линии FESCO Vietnam Direct Line (FVDL), соединяющей порты Вьетнама с портом Владивостока;
- запуск интермодального сервиса из Турции в Россию;
- высокий уровень ставок на внешнеторговых линиях;
- повышение линейных тарифов на каботажных контейнерных линиях;
- рост экспортных интермодальных перевозок через порт во Владивостоке;
- расширение географии регулярных интермодальных сервисов в Самару, Казань, Краснодар, Минск и Калининград.
Рост выручки Морского дивизиона в 2022 году на 90 %, или 3 692 млн руб., обусловлен преимущественно повышением доходных ставок по судам, а также работой флота, приобретенного в рамках реализации долгосрочной программы обновления флота.
Рост выручки Топливного дивизиона в 2022 году на 54 %, или 979 млн руб., стал результатом роста цен на топливо и объемов реализации нефтепродуктов. Цены на малосернистый мазут для российских потребителей в портах Владивосток, Находка, Восточный в 2022 году выросли на 30 %. К концу года ситуация стабилизировалась, и цены, начиная с четвертого квартала, начали снижаться в основном по причине сокращения спроса от иностранных покупателей на фоне усиления санкционных ограничений.
Рост производственных расходов Портового дивизиона в 2022 году составил 6 %, или 579 млн руб. Увеличение расходов обусловлено ростом грузооборота, включая расходы на топливо, энергоресурсы и материалы для крепления грузов.
Производственные расходы Железнодорожного дивизиона снизились на 21 %, или 461 млн руб. Это связано с выбытием арендованного парка фитинговых платформ.
Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 52 %, или 27 986 млн руб.,
Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 46 %, или 1 107 млн руб. Рост преимущественно обусловлен увеличением расходов в связи с приобретением флота, а также работой судов, приобретенных в 2021 году, полный год.
Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2022 году на 55 %, или 923 млн руб., вызван ростом цен и увеличением объема реализации нефтепродуктов.
Валовая прибыль
Валовая прибыль Группы составила 89 924 млн руб. против 59 046 млн руб. в 2021 году.
Административные расходы FESCO увеличились на 57 %, до 19 639 млн руб., против 12 470 млн руб. в 2021 году.
Рост расходов на заработную плату и прочих расходов на персонал обусловлен заполнением вакансий, расширением штата в связи с увеличением объемов, развитием новых проектов и направлений, а также стимулирующими компенсациями коммерческого персонала и менеджмента за достижение высоких результатов по итогам года.
Рост прочих административных расходов преимущественно обусловлен увеличением юридических и консультационных расходов, расходов на конференции, рекламу и маркетинг, командировочных расходов с целью развития и реализации возможностей роста бизнеса.
Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 76 %, или 8 957 млн руб., преимущественно за счет роста грузооборота по контейнерным грузам, средствам транспорта и углю, а также за счет увеличения доходов по хранению и дополнительных работ по контейнерным грузам в импорте.
Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2022 году увеличился на 98 %, или 1 956 млн руб. Увеличение показателя обусловлено ростом профильного парка фитинговых платформ.
Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона в 2022 году увеличился на 39 %, или 13 804 млн руб. Несмотря на внешнеполитическую нестабильность, в 2022 году сложилась благоприятная рыночная конъюнктура: переток объемов с портов Балтики и Черного моря на Дальний Восток, рост ставок фрахта. Весь год FESCO позиционировалась в верхнем ценовом сегменте как премиальный перевозчик с высоким качеством предоставляемых услуг. Открытие новых направлений перевозок и активное развитие продаж прямым клиентам также внесли свой вклад в высокие финансовые результаты года.
Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличился на 211 %, или 2 338 млн руб., главным образом за счет увеличения доходных ставок и работой новых судов.
Увеличение показателя EBITDA Топливного дивизиона в 2022 году на 52 %, или 43 млн руб., связано с ростом объема продаж и перевалки нефтепродуктов.
Амортизационные отчисления за 2022 год снизились на 4 % и составили 6 648 млн руб. против 6 909 млн руб. в 2021 году. Снижение амортизационных отчислений в 2022 году вызвано уменьшением стоимости флота в результате ежегодной переоценки.
Прибыль от операционной деятельности
Прибыль от операционной деятельности составила 50 899 млн руб. против 43 420 млн руб. в 2021 году.
Прочие финансовые расходы, нетто
Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили – 5 771 млн руб. против – 3 124 млн руб. расходов в 2021 году.
Чистая прибыль
Прибыль составила 39 388 млн руб. против 37 850 млн руб. за 2021 год.
Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2022 года:
- 30 610 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
- 2 698 млн руб. – обязательства по аренде.
Чистый долг снизился с 22 942 млн руб.до 2 631 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2022 года.
Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2022 года снизился до уровня 0,04х (без учета МСФО (IFRS) 16).
Капитальные затраты
Величина капитальных затрат FESCO в 2022 году составила 36 733 млн руб., что на 54 % выше уровня 2021 года.
Капитальные затраты на приобретение флота в 2022 году составили 13 156 млн руб. Флот FESCO пополнился контейнеровозами для работы на каботажных и внешнеторговых линиях Группы, в том числе для постановки собственного судна на линию FESCO Turkey Black Sea (FTBS), соединяющую Новороссийск и порты Турции.
FESCO в 2022 году продолжила наращивать парк подвижного состава и инвестировала в данный сегмент 7 646 млн руб. Основным направлением инвестиций стал профильный парк – 80-футовые фитинговые платформы. Подвижной состав пополнился 1 989 фитинговыми платформами для обеспечения растущей потребности в парке на фоне развития новых железнодорожных сервисов.
Объем капитальных вложений в производственные мощности Портового дивизиона в 2022 году составил 3 510 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта для увеличения его перерабатывающей способности. Основными направлениями инвестирования в 2022 году стали приобретение кранов и техники, расширение и модернизация производственных мощностей. Пропускная способность порта на конец 2022 года достигла 768 тыс. TEU.
В 2022 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 135 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2022 году составили 9 137 млн руб. Парк сухих контейнеров увеличился на 30 % и составил 78 639 единиц, парк рефрижераторных контейнеров увеличился на 59 % и составил 4 659 единиц.
В 2022 году FESCO инвестировала 579 млн руб. в IT-технологии. Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание производственных и бухгалтерских систем.
Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонты флота в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы и прочие поддерживающие инвестиции.